Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

Асинхронные двигатели — один из наиболее распространенных типов электродвигателей переменного тока, используемых в промышленности и быту.

Принцип действия асинхронного двигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и токов, индуцируемых в роторе этим вращающимся полем. Вращающееся магнитное поле создается путем подачи на обмотки статора трехфазного тока. При этом частота вращения ротора всегда меньше частоты вращения магнитного поля — отсюда и название «асинхронный».

Асинхронные двигатели широко используются в приводе различных механизмов благодаря простоте конструкции, надежности, неприхотливости в работе и сравнительно невысокой стоимости. Наиболее распространены асинхронные короткозамкнутые двигатели, однако выпускаются также двигатели с фазным ротором, обладающие рядом преимуществ.

Далее в статье будут подробно рассмотрены история создания, устройство, принцип действия, особенности и области применения асинхронных двигателей

Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

История создания асинхронных двигателей

Асинхронные двигатели были изобретены практически одновременно несколькими инженерами в конце XIX века.

В 1888 году Никола Тесла запатентовал двухфазный асинхронный двигатель. В том же году итальянский инженер Галилео Феррарис опубликовал работу, в которой описал принцип действия асинхронного двигателя и предложил схему трехфазного асинхронного двигателя.

В 1889 году русский электротехник Михаил Доливо-Добровольский разработал первый трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором и получил на него патент в Германии. Этот тип асинхронного двигателя в дальнейшем получил наибольшее распространение.

Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

Практически одновременные изобретения Теслы, Феррариса и Доливо-Добровольского позволили начать промышленное производство и внедрение асинхронных двигателей. Их преимущества по сравнению с двигателями постоянного тока — простота и надежность конструкции, неприхотливость в работе, возможность использования трехфазного напряжения — обеспечили им широкое распространение в промышленности в первые десятилетия XX века. С тех пор асинхронные двигатели являются одними из самых массовых электрических машин.

Устройство асинхронных двигателей

Устройство асинхронного двигателя состоит из двух основных частей — неподвижного статора и вращающегося ротора.

Статор представляет собой пакет электротехнической стали с пазами, в которые укладывается обмотка. Обмотка статора трёхфазная, состоит из трёх катушек, сдвинутых по фазе на 120 градусов. Статор устанавливается внутри корпуса.

Ротор находится внутри статора и отделен от него воздушным зазором. В асинхронных двигателях используются два основных типа роторов:

  1. Короткозамкнутый ротор — на стальном роторе размещены алюминиевые или медные стержни, соединенные на торцах короткозамыкающими кольцами.
  2. Фазный ротор — обмотка ротора трехфазная, аналогичная обмотке статора. Выводы ротора подключаются к контактным кольцам.

Кроме статора и ротора, в конструкцию асинхронного двигателя входят подшипниковые узлы вала, корпус с подшипниковыми щитами, вентилятор охлаждения и другие элементы.

Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

Сравнение асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором:

ХарактеристикаКороткозамкнутый роторФазный ротор
Конструкция ротораСтержни, замкнутые короткозамыкающими кольцамиТрехфазная обмотка, контактные кольца и щетки
Сложность конструкцииПрощеСложнее
СтоимостьНижеВыше
Регулирование скоростиНевозможноВозможно (реостат)
Пусковой моментВышеНиже
Скольжение ротораБольшеМеньше
КПДНижеВыше
Область примененияМеханизмы без регулирования скоростиМеханизмы с регулируемой скоростью

Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

Принцип действия асинхронных двигателей

Принцип действия асинхронных двигателей основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и токов, наводимых этим полем в роторе.

При подаче трехфазного напряжения на обмотку статора создается вращающееся магнитное поле. Оно пересекает проводники ротора и наводит в них токи (вихревые токи Фуко). Взаимодействие токов ротора и магнитного поля статора порождает силу, вращающую ротор.

В асинхронных двигателях частота вращения магнитного поля статора всегда выше частоты вращения ротора — отсюда название «асинхронные». Разница частот называется скольжением.

В двигателях с короткозамкнутым ротором токи наводятся непосредственно в стержнях ротора. В двигателях с фазным ротором ток подается на обмотку ротора через контактные кольца.

Таким образом, принцип действия асинхронных двигателей основан на использовании явления электромагнитной индукции и силы Ампера. Простота принципа действия обеспечивает надежность и долговечность этих двигателей.

Регулирование частоты вращения

Существует несколько способов регулирования частоты вращения асинхронных двигателей:

  1. Частотный способ — изменение частоты питающего напряжения с помощью преобразователя частоты. Позволяет плавно регулировать скорость в широком диапазоне.
  2. Способ автотрансформатора — регулирование напряжения на статоре автотрансформатором. Применяется редко из-за неэкономичности.
  3. Реостатный способ — подключение резисторов к обмотке ротора двигателей с фазным ротором. Позволяет регулировать скорость в ограниченном диапазоне.
  4. Изменение числа пар полюсов — переключение обмоток статора со звезды на треугольник. Позволяет получить две фиксированные скорости.
  5. Импульсное управление — подача на обмотки статора напряжения специальной формы. Позволяет регулировать скорость в широком диапазоне.

Наиболее современным является частотный способ регулирования с применением преобразователей частоты, дающий плавное бесступенчатое управление скоростью асинхронного двигателя.

Особенности и характеристики

Асинхронные двигатели обладают рядом преимуществ:

  • Простота и надежность конструкции за счет отсутствия коллектора и щеток.
  • Неприхотливость к условиям работы, способность выдерживать перегрузки.
  • Высокий пусковой момент.
  • Широкий диапазон мощностей.
  • Относительно невысокая стоимость.
  • Высокий КПД (до 90%).

К недостаткам можно отнести:

  • Сложность регулирования скорости (кроме двигателей с фазным ротором).
  • Большой пусковой ток при прямом пуске.

Асинхронные двигатели широко применяются в приводе механизмов, не требующих регулирования скорости — насосов, вентиляторов, конвейеров и др. Двигатели с фазным ротором используются там, где нужно регулировать скорость — станки, подъемно-транспортные механизмы.

Асинхронные электродвигатели: устройство, принцип работы, характеристики

Заключение

Асинхронные двигатели за более чем 100-летнюю историю завоевали лидирующие позиции среди электродвигателей благодаря простоте конструкции, надежности и относительно невысокой стоимости.

Современные асинхронные двигатели — это высокоэффективные электромеханические преобразователи энергии. Их достоинства позволяют широко использовать их в самых разных областях — от бытовой техники до мощных промышленных механизмов.

Несмотря на долгую историю, развитие асинхронных машин продолжается. Современные системы управления на базе преобразователей частоты позволяют расширить функциональные возможности асинхронных приводов. Перспективными являются разработки в области повышения энергоэффективности и создания новых конструкций.

Несмотря на конкуренцию со стороны других типов двигателей, асинхронные двигатели будут играть важную роль в электроприводе, промышленности и транспорте еще долгие годы.

Похожие статьи:
Ссылка на основную публикацию
OdinElectric.ru - Сайт об электрике и для электриков